центр Долгожитель

здоровье и долголетие

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Home Статьи Полезное питание Продукты - рекламные и пищевые

Продукты - рекламные и пищевые

E-mail Печать
К величайшему сожалению, нынешняя реклама в основном ориентирована на закамуфлированный всяческими околонаучными графиками и таблицами преднамеренный обман потребителей. В качестве иллюстрации рассмотрим рекламную компанию под кодовым названтем "Экологически чистый продукт".

Ныне порожден новый рекламный спецэффект: надпись "Экологически чистый продукт" и для пущей убедительности – зеленый крестик на упаковке товара. {mosimage}

Давайте все же определимся с терминами. Экология – это наука о связях живых организмов между собой и с окружающей средой. Объектами экологии могут быть популяции, сообщества, биосфера, но никак не продукты питания.
Тем не менее, раздачей самим себе индульгенций под названием "Экологически чистый продукт" и награждением самих себя зелеными крестами увлекаются все больше и больше производителей пищевых продуктов. Однако все ссылки на признание "экологичности" продукта всевозможными "зелеными", а также товароведческими организациями крайне курьезны и представляют собой не более чем рекламное пустозвонство.
Изначально мы с большим доверием относимся к "авторитетным" интерпретациям толкователей и обозревателей потребительского рынка, придавая им большее значение, нежели, собственно, самой информации. Одним из самых устойчивых стереотипов является доверие мнению академиков, профессоров и прочих специалистов, безмерно обогативших науку лишь своим присутствием в ней. Другой устойчивый стереотип – вера в достоверность рекламы: дескать, коль на всю страну вещают, стало быть, это правда. Отнюдь нет! Это нашему сознанию свойственно наделять истинными качествами практически любое рекламное сообщение, тем более "подкрепленное" мнением "экологов".
Любой гражданин может буквально за один день зарегистрировать проект или союз, назвав его, скажем, "Объединение потребителей Киева и центральной Украины", а затем выпускать пресс-релизы, выдавать страждущим свои значки, ставить на документах резолюции, например: "Одобрено ?Объединением потребителей Киева и центральной Украины ". Но какова будет достоверность подобной оценки?
Если следовать логике этих "награждающих", то в будущем следует ожидать появления продуктов с двумя или тремя зелеными крестиками на упаковке, а возможно, даже "полных кавалеров" о четырех крестах. Да и впрямь, зачем мелочиться – крестами кашу не испортишь. Однако и полезней благодаря им она не станет, тем более что наличие в любом количестве зеленых крестиков на упаковке товара не влечет за собой каких-либо дополнительных обязательств перед потребителем.
Кроме того, "зеленое крещение" предполагает, что существуют продукты питания вроде как съедобные, но не очень; а есть "экологически чистые", то есть абсолютно съедобные. Ну а за продукт питания, который и правда можно есть, цену можно вполне "оправданно" взвинтить.


Продукты, претендующие на звание экологически чистых

Апофеоз "крестового похода" – суррогатные продукты, маскирующиеся под настоящие. В первую очередь это разномастные маргарины с непременным зеленым крестиком на упаковке; "экологически чистая" колбаса и сыр из трансгенной сои; йогурты-долгожители с аспартамом и пр. Дошло до того, что даже на упаковке сушеных бананов, выращенных во Вьетнаме, стоит гордая надпись: "Экологически чистый натуральный продукт, готовый к употреблению". Если увидите сей продукт, знайте: никакого сертификата у него быть не может. Территория Вьетнама отравлена дефолиантом "Оранжевый агент", активно применявшимся американцами во время войны 1964-1973 годов для демаскировки вьетконговцев. Именно по этой причине ныне вьетнамцы вынуждены применять недопустимое количество химических удобрений для получения более или менее приемлемого урожая тех же бананов.
Чистота и натуральность сырья самого продукта в большинстве случаев относительна, да и упаковка товара вызывает большие сомнения. Например, для изготовления оболочек для "экологически чистых" колбас и сыров применяют синтетический полимер поливинилиденхлорид, или ПВДХ. Упаковки из ПВДХ очень дешевы и "технологичны", что и способствовало широкому их распространению.
Однако ПВДХ используют не только при изготовлении оболочки для колбас и сыров, его добавляют в упаковочную бумагу для мороженого, наносят на внутренние поверхности картонных емкостей для молока, сметаны и йогурта и т. д. Безусловно, на многих этих продуктах стоит гордое – "Экологически чистый".
Существует также и другой класс "экологический чистых" продуктов. Коварных, закамуфлированных, в нейтральных упаковках. Например, в стеклянной баночке "экологически чистой" "Атлантической сельди в собственном соку" "сидит" Е-239 (Hexamefhylene Tetramine, или гексаметилентетрамин). Гексаметилентетрамин в основном используют как отвердитель фенол оформальдегидных смол; кроме того, он известен медикам как уротропин (применяется, в частности, при пищевых отравлениях), а туристам-альпинистам – как походное горючее, "твердый спирт".
Cам по себе гексаметилентетрамин консервантом быть не может, но все же употребляется в этом качестве. Феномен объясняется просто – в кислой среде гексаметилентетрамин распадается, образуя формальдегид, а это вещество в силу своей ядовитости обладает консервирующими свойствами. Формальдегид (Е-240) – канцероген и в качестве консерванта повсеместно запрещен.
И это лишь один из множества примеров использования производителями гексаметилентетрамина (Е-239) для банальной маскировки формальдегида в продуктах. Увидев в списке ингредиентов лукавое Е-239, лучше сразу отказаться от покупки этого "экологического чистого" продукта, разумеется, если вам дорого ваше здоровье.
Нормальному товару вовсе не надо рекламировать себя, называясь "экологически чистым", как не нуждается он и в оценках "экологов": "Яготинскому маслу" или, скажем, сахару-рафинаду у нас пока еще не пожалованы "экологически чистые" звания, но это продукты вполне приличного качества.
К мифической аргументации прибегают, как правило, недобросовестные производители пищевых продуктов. Посему в сложившихся условиях и бессмысленное словосочетание "экологически чистое" следует принимать как факт, настораживающий и не заслуживающий доверия. Вполне разумно проявить в этом случае осторожность и просто отказаться от покупки подобного товара. В современном мире торговая марка – основной капитал фирмы, а добросовестные производители слишком дорожат своей репутацией, чтобы прибегать к дешевым и заведомо не только не этичным, но порой и противозаконным рекламным трюкам.